Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

«Лейтенантская проза»

10 мая 2016. БОЛЬШОЙ ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ
Информационная викторина «Война – совсем не фейерверк»
К Дню Победы в Великой Отечественной войне

ТЕМА ВИКТОРИНЫ
«Лейтенантская проза»

✓  «ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ ПРОЗА» – произведения русских писателей советского периода, лично прошедших Великую Отечественную войну, в большинстве случаев – в званиях младших офицеров.

В традициях «лейтенантской прозы» – обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма – главными героями «лейтенатской прозы» часто /хотя и не всегда/ становились те же младшие офицеры.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ
Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Василь Быков, Константин Воробьёв, Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин

В 1940-1950-е в советской литературе сложилась традиция героизации Великой Отечественной войны. При этом места для показа трагических аспектов войны почти не оставалось.
В 1946 в журнале «Знамя» была опубликована повесть Виктора НЕКРАСОВА «В окопах Сталинграда», которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, суждения о войне и победе.

С началом «оттепели» число произведений увеличивается. Издаются «Батальоны просят огня» /1957/ и «Последние залпы» /1959/ Юрия БОНДАРЕВА, «Южнее главного удара» /1957/ и «Пядь земли» /1959/ Григория БАКЛАНОВА, «Журавлиный крик» /1961/ и «Третья ракета» /1962/ Василя БЫКОВА, «На войне как на войне» /1965/ Виктора КУРОЧКИНА.

СТИЛИСТИКА
В «лейтенантской прозе» показана война с близкого расстояния, особенную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей. Подвиг часто изображён «повседневнее, индивидуальнее, незаметнее, как бы “меньше” и “тише” своего эталонного образца».

Игоря ДЕДКОВ, российский литературный критик:
– Именно через такой подвиг писатель показывает будничные героические усилия народа, глубочайшую нравственность его существования в трагических обстоятельствах конкретного времени и конкретного малого пространства. Его выстаивающую, побеждающую человечность.

Вместе с тем снижение пафоса в изображении войны в «лейтенантской прозе» не приводит к снижению драматизма, который может усиливаться до трагедийной силы.

Чаще всего авторы использовали жанр повести и простую, строгую форму изложения. Будучи чувствительной к фальши, чуждаясь «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности», по выражению Василя БЫКОВА, «лейтенантская проза» требовала от писателя «максимального углубления в социальность, нелицеприятного реализма» и – высокого литературного мастерства.

Место: Самарская областная юношеская библиотека /пр. Ленина, 14/
Начало – в 11:00

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
Елена Цупрова, организационный отдел
Тел.: (846) 334-45-80

Источники: literratura.org,livelb.ru, yuribondarev.ru, ru.wikipedia.ru, topwar.ru
На фото: Григорий Яковлевич Бакланов, прозаик, сценарист, представитель «лейтенантской прозы» /ng.ru/

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.
443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

27 АПРЕЛЯ - САНДЕНЬ 

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru