Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

#ПроКино. «По щучьему велению»

8 марта 2016 исполняется 110 лет со дня рождения кинорежиссёра Александр Роу.

Александр РОУ в городе Юрьевец Костромской губернии /ныне — Ивановская область/.

Беззаботное детство окончилось для Александра в 10 лет. Отец Роу был ирландским инженером, работавшим в мукомольной промышленности в Сергиевом Посаде, и как только началась первая мировая война, он сбежал на родину в Ирландию, бросив жену с ребёнком в провинциальном городке без средств к существованию. Мама Александра тяжело болела, и Саша взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот.

К февралю 1917 года одиннадцатилетний Александр Роу успел научиться торговать спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари, окончить семилетку и накопить денег для дальнейшей учёбы. Мальчик вращался в сомнительных слоях общества, кормил больную мать – словом, пребывал в самой гуще бедняцкой жизни.

По совету матери он поступил в промышленно-экономический техникум, но его влекло искусство, и вскоре он стал студентом киношколы Бориса ЧАЙКОВСКОГО, которую окончил в 1930 году. Далее, в 1931-1934 Александр Роу учится в Драматическом техникуме имени Ермоловой.

В кино Роу начал работать с 1930 года в качестве помощника и ассистента режиссера киностудии «МЕЖРАБПОМФИЛЬМ». Он был ассистентом Якова ПРОТАЗАНОВА /в фильмах «Марионетки», «Бесприданница»/ и Владимира ЛЕГОШИНА /в фильме «Белеет парус одинокий»/.

На «СОЮЗДЕТФИЛЬМЕ» Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему велению». До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации, и именно Роу первым доверил разыграть волшебный сюжет реальным актерам. В этой картине впервые в истории советского кино заговорили животные, и этот приём очень понравился зрителям.

Позже, получив признание, выступая перед студентами, он любил вспоминать, как снимая «По щучьему велению», «прошляпил» зимнюю натуру: «Готовились, готовились, – а когда приготовились, снег взял, да и растаял. Пришлось на ходу придумать фокус в стиле “Синей блузы”. “Обернись, зима лютая, летом красным!” – говорит один из героев, – и вот уже потекли ручейки, выглянуло солнышко, а сценарная неувязка устранена с помощью волшебства в сказке».

В 1940 году Роу снял фильм «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей СТОЛЯРОВ, а в роли Бабы Яги — Георгий МИЛЛЯР. Позже их дуэт снялся и в другой сказке Роу – «Кощей Бессмертный».

Режиссёр пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки, и в результате «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ» была выстроена по законам лирической драмы. Во время съёмок Роу обратился к землякам - умельцам мастерить загорские игрушки, и те изготовили макет Змея Горыныча – 11 метров длиной и 5 метров высотой. Внутри конструкции размещалось 20 человек. На съёмках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею — настолько тот был страшен.

Когда в 1944 году на экраны вышел новый фильм Роу «КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ», образ вселенского зла русских сказок – людоед Кощей вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Эта художественная игра в те годы считывалась даже самым неискушённым зрителем: Кощей – враг /немец, фашист/. Хотя в 1970-х острословы из ВГИКа иногда поговаривали, что это закамуфлированная пародия на «Александра Невского». Что, конечно, не имело ничего общего с реальностью. И тем не менее сопоставление имен Роу и Эйзенштейна характерно.

Анатолий КУБАЦКИЙ, игравший у Роу в период с 1950-х по 1970-е годы роли царей-королей и смешных злодеев, вспоминал:«Роу придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей. И не важно, подходила роль актеру или нет. Роу никогда не подсказывал артисту, как и что играть. Команду набирал сам и работал только с профессионалами. Он не щадил ни мастеров, ни дебютантов». «Василиса Прекрасная» снималась летом в очень жарком павильоне, и Милляру /Бабе Яге/ пришлось 25 дублей подряд скатываться по желобу из печки. А Инна ЧУРИКОВА, блестяще дебютировавшая в роли Марфушеньки в «МОРОЗКО», вынуждена была вместо дефицитного в то время яблока грызть луковицу. «Я это выяснила только на съёмках, – вспоминает актриса. – И пришлось есть лук».

Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович на свою лекцию приносил гору африканских масок. Он был страстным путешественником, объехавшим со своими фильмами почти всю планету. Он побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

От фильма к фильму Роу совершенствовал технический аспект работы над сказками – увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на режиссёра нередко обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу:«Снимаем сцену похищения младенца», — и все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. Милляр иногда играл по три роли в одном фильме.

В фильмах Роу часто снимались и самые настоящие советские звезды киноэкрана — Сергей СТОЛЯРОВ, Сергей МАРТИНСОН, Михаил ПУГОВКИН, Людмила ХИТЯЕВА, Татьяна ПЕЛЬТЦЕР.

В картинах Роу сказка смешивалась с озорством, в его фильмах было много музыки и необычных персонажей. Иногда в речи героев появлялись современные словечки, поговорки, бытовые подробности – автор вместе с актёрами как бы подшучивал над зрителем, вовлекая его самого в сказку. Позднее Александр Роу начал экспериментировать с введением неожиданных персонажей в фольклорный сюжет — новых героев, современников и сверстников юных зрителей.

Экранизируя русский фольклор, Роу старался донести до зрителя не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины были проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них было много музыки и необычных персонажей. «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница» — каждая его картина становилась хитом.

Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Александр Роу проник в самую суть русских сказок – именно поэтому в его фильмах чувствуется столь потрясающее обаяние доброты. Роу – один из самых добрых режиссёров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя.

Александра Роу называют первым киносказочником страны /рядом можно поставить имена Александра ПТУШКО и Надежды КОШЕВЕРОВОЙ/. Его фильмы были очень популярны, а крылатые фразы мгновенно тиражировались в народ после выхода на экраны.

АВТОР ПРОЕКТА
Елена Анфиногентова, отдел обслуживания
Тел.: (846) 334-23-52

Источник: 1001material.ru

Фото #1: Александр Роу, kino-teatr.ru
Фото #2: «Василиса Прекрасная», «Союздетфильм», 1939, режиссёр Александр Роу, kino-teatr.ru

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.
443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru