Молодёжь в современной России: аннотированный информационный список литературы и периодики (2013-2015 г.г.). Выпуск №2. / сост. Е. А. Иванова; Самарская ОЮБ - Самара, 2015
Уважаемые коллеги!
Информационный аннотированный список «Молодёжь в современной России» включает информацию о книгах (2013-2015) и статьях из периодических изданий (2015), раскрывающих государственную молодёжную политику и различные стороны жизнедеятельности молодёжи. Аннотации носят справочный характер.
Общие вопросы социализации молодёжи. Молодёжные движения и организации.
1. Алексеева, А. Жизненные приоритеты молодежи Германии и России /А. Алексеева //Наша молодёжь. – 2015. – №18. – С. 25.
Россию и Германию связывают многовековые отношения в различных областях: политике, экономике и культуре. Особое место в развитии отношений России и Германии занимает живое общение молодёжи обеих наций. Именно доброжелательные отношения молодёжи позволяют рассчитывать на счастливое и долгое будущее стран.
2. Буева, С. Смысл есть! /С. Буева //Наша молодёжь. – 2015. - №17(107). – С. 12-13.
Молодёжь XXI века наконец-то поняла, что основной валютой современности стали знания. Самым ярким тому подтверждением может служить участие молодёжи в федеральных образовательных форумах. О двух самых массовых форумах, «Территория смыслов» и «Таврида», представлена информация в этой статье.
3. В Самаре прошёл форум «Россия студенческая» //Наша молодежь. – 2015. – №23 – 24. – С. 7-21.
Работа Форума проходила по восьми направлениям. В течение пяти дней студенты вместе с экспертами обсуждали вопросы развития новых форм деятельности в образовательном процессе, в частности – тему создания региональных волонтёрских, спортивных, интеллектуальных центров и многое другое. В статье представлена информация о различных конкурсах, прошедших в рамках Форума.
4. Владимиров, В. «Используй время для своего будущего»: интервью с губернатором Ставропольского края В. В. Владимировым; зап. Л. Варюхина //Наша молодёжь. – 2015. – №13-14. – С. 6-10.
О молодёжной политике, развитии региона и о деятельности молодёжи в реализации различных программ рассказал губернатор.
5. Горбунов, И. Ассоциация тренеров студенческой молодёжи РСМ /И. Горбунов //Наша молодёжь. – 2015. – №21. – С. 20-23.
Для раскрытия возможностей студентов не всегда хватает вузовских мероприятий. Три года назад в России появилась Ассоциация тренеров студенческой молодёжи Российского Союза Молодёжи. О том, как создать эффективных специалистов, рассказано в данной статье.
6. Гурьянова, М. П. Ориентиры воспитания детей и молодёжи в современной России /М. П. Гурьянова //Молодёжь и общество. – 2015. – №1. – С. 10-18.
Автор рассматривает понятие «воспитание» в современном контексте образовательной политики, определяет его цели, результат, принципы и сам процесс применительно к воспитанию подрастающего поколения в России.
7. Егоров, А. Как получить грант на своё развитие? Легко! /А. Егоров //Наша молодёжь. – 2015. – №21. – С. 26-27.
Освещены практические советы координатора молодёжных международных программ обмена с Китаем и Европой по получению поддержки творческих идей.
8. Ермолин, А. А. Человеческий капитал: спрос без предложения /А.А. Ермолин //Молодёжь и общество. – 2015. – №1. – С. 4-8.
О проблемах кадрового потенциала страны и сопротивлении переменам со стороны части образовательного сообщества рассуждает в статье эксперт Комитета гражданских инициатив, лауреат Премии Президента России в области образования А. А. Ермолин.
9. Зарецкая, И. И. Социальный опыт как источник становления патриотического сознания детей и молодёжи / И. И. Зарецкая //Воспитание молодёжи. – 2015. – №6. – С. 3-8.
Патриотическое воспитание детей требует особого внимания во время глобальных преобразований, происходящих в обществе. В статье подняты проблемы формирования патриотического сознания у обучающихся, выработки у них целостного мировоззрения гражданской идентичности, уважения к семье, обществу, государству, к культурному и историческому наследию страны.
10. Зоря, О. «Студенты России»: «Мы хотим максимального развития студенческого сообщества» /О. Зоря //Наша молодёжь. – 2015. – №17 (107). – С. 16-19.
«Студенты России» – общероссийская общественная молодёжная организация. Её председатель в этом интервью поделился своим видением механизмов профессионального развития и патриотического воспитания молодёжи России.
11. Иванова, А. Предлагай. Решай. Действуй. /А. Иванова //Наша молодёжь. – 2015. – №20. – С. 16-17.
«Предлагай. Решай. Действуй!» – под таким девизом летом 2015 года были созданы 146 молодёжных палат в Москве. В чём видят свою роль молодые парламентарии, какие идеи и планы будут реализованы в ближайшее время – рассказала председатель Молодёжной палаты Академического района г. Москва.
12. Котова, А. «Медиаторы» будущего, активисты настоящего /А. Котова //Наша молодёжь. – 2015. – №20. – С. 8-10.
В конце сентября проходил Второй форум организаторов студенческой жизни «Студенческий EVENT-форум». Данный проект реализуется с 2014 года. На протяжении пяти дней более 300 участников из 46 вузов России и стран Ближнего зарубежья обсуждали актуальные вопросы студенческих движений и перспективы их развития.
13. Нечаев, М. П. Основные тенденции и перспективы реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года /М. П. Нечаев //Воспитание школьников. – 2015. – №8. – С. 3-12.
В статье автор выделяет основные тенденции и противоречия воспитательного процесса как существующие условия реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Описываются направления развития воспитательной системы современной образовательной организации.
14. Поспелов, С. Молодёжь России меняется. Мы меняемся вслед за ней и для неё /С. Поспелов // Наша молодёжь. – 2015. – №23-24. – С. 6.
Уходящий год был насыщен историческими событиями для государственной молодёжной политики. Во многом процесс её реализации в тех форматах, которые могли все наблюдать, стал возможным благодаря утверждению в 2014 году. «Основ государственной молодёжной политики на период до 2025 года».
15. Путин, В. В. «Я верю в успех каждого из вас!»: из выступления на праздновании Дня знаний с воспитанниками и педагогами Образовательного центра для одаренных людей «Сириус» /В. В. Путин //Наша молодёжь. – 2015. – №18. – С. 3-5.
В своём выступлении Президент подчеркнул, что наука, образование, культура, литература, наш великий русский язык создают тот прочный фундамент, на котором строится по-настоящему сильное государство. Россия становилась сильнее благодаря тем, кто стремился вести её вперёд, приумножать достижения предков. Молодёжь выступает в авангарде всех направлений.
16. Трубников, В. МОЛСТАТ.РФ: запущен интернет-проект «Рейтинг молодёжной политики» /В. Трубников //Наша молодёжь. – 2015. – №20. – С. 6-7.
Молодёжная политика всегда являлась важной составляющей развития российского общества, и теперь практически в каждом муниципальном образовании нашей страны существует молодёжный актив (Совет молодёжи), который старается улучшить и разнообразить жизнь молодёжи на территории своей «малой родины». В статье представлен опыт решения молодёжных проблем в Выборгском районе Ленинградской области.
17. Якорев, Е. «Студенческая RE:организация». Важность окружения: [глава из книги] /Е. Якорев //Наша молодёжь. – 2015. – №20. – С. 18-19.; №21. – С. 28-30.
Эта книга подготовлена в рамках реализации программы Федерального агентства по делам молодёжи. В главе подняты вопросы о важности окружения себя людьми, которые объективно смотрят на жизнь и готовы следовать новым принципам и актуальным вызовам. Все советы по окружению аргументированы.
Патриотическое, правовое, духовно-нравственное, трудовое, эстетическое воспитание молодёжи. Профориентация и профадаптация молодёжи.
18. Мутьев, В. А. «…но гражданином быть обязан» : воспитание патриотов /В. А. Мутьев, Д. А. Кутяшова //Мир библиографии. – 2015. –№3. – С. 31-34.
Патриотизм как преданность и любовь к Отечеству, ответственность и готовность к подвигам во имя интересов Родины является базовой ценностью и основой духовной жизни человека. Приведены итоги исследования вовлеченности библиотек в процесс гражданского воспитания. Анализ конкретных проектов.
19. Русофобия и информационная война против России //Наша молодёжь. – 2015. – №21. – С. 34-37.
В Москве прошла первая в истории новой России международная конференция «Русофобия и информационная война против России».
20. Сохсохян, К. Наследники Великой Победы: итоги работы волонтёрского корпуса 70-летия г. Ростова-на-Дону /К. Сохсохян //Наша молодёжь. – 2015. – №13-14. – С. 12-15.
Волонтёрство сегодня – это и почётно, и очень ответственно одновременно. Об основных мероприятиях, проходивших в рамках 70-летия Победы в городе рассказано в этой статье.
21. «Техноспецназ» – новое слово в развитии «оборонки» //Наша молодёжь. – 2015. – №21. – С. 31-33.
В Крыму на черноморском побережье в замке «Викинг» состоялось событие, которое призвано внести весомый вклад в развитие Оборонно-промышленного комплекса РФ и технологическое осначение Российской армии – первая инженерно-патриотическая школа технолидеров «Техноспецназ-2015».
Молодёжь и культура. Молодёжная субкультура. Молодёжь и образование. Молодёжь и наука. Молодёжь и здоровье. Молодая семья. Информационная культура молодёжи. Культура чтения. Воспитание и образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Благотворительность.
22. Горбунов, И. ИТ-парк как важный инструмент современной России /И. Горбунов //Наша молодёжь. – 2015. – №21. – С. 20—25.
В России программа создания технопарков в сфере высоких технологий реализовывалась с 2006 года. Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» в Татарстане стал первой площадкой, работающей в моноотрасли – в сфере информационных технологий. В составе ИТ-парка функционируют два технопарка: в Казани и Набережных Челнах. О том, как развивается ИТ-парк Татарстана и ИТ-отрасль России описано в данной статье.
23. «Другие?»: Фестиваль реабилитационных программ //Наша молодёжь. – 2015. – №21. – С. 16-18.
В преддверии Международного дня охраны психического здоровья на базе Московского государственного института культуры прошёл Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?».
24. Иванова, Е. В. Организация проектной и исследовательской работы в новой образовательной среде /Е. В. Иванова //Молодёжь и образование. – 2015. – №2. – С. 29-35.
Автором осмыслены новые тенденции в развитии современного образования: названы стимулирующие моменты проектной и исследовательской деятельности современных учащихся.
25. Козырева, Н. А. Научно-техническое творчество молодёжи – новое направление работы в домах культуры /Н. А. Козырева // Молодёжь и общество. – 2015. – №2. – С. 18-28.
Автор рассматривает в статье возрождение направления научно-технического творчества молодёжи через систему кружковой работы в домах культуры.
26. Лычкина, Н. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. С Днём семьи! /Н. Лычкина //Наша молодёжь. – 2015. – №13-14. – С. 52-53.
История праздника «День семьи, любви и верности». Семейный очаг очень дорог для многих. Но как его сохранить?
27. Маркелов, А. Россия в современном мире: социально-нравственные основы жизни – состояние и концепция развития /А. Маркелов //Наша молодёжь. – 2015. – №13-14. – С. 24-27.
В настоящее время человечество не сформировало единой системы ценностей и установок жизни человека, позволяющей осознать себя как неотъемлемую и существенную часть мироздания. Автором предложена система реализации предложений по формированию у молодого поколения позитивных мировоззренческих, социальных и духовно-нравственных основ существования.
28. Петрущенкова, И. А. В пользу будущих участников «Игр победителей» /И. А. Петрущенкова, О. А. Галузина //НаркоНет. -2015. –№6. – С.4-6.
Приведён опыт работы ГБОО «Лицей №1535» г. Москва о благотворительной акции. Приведены формы и методы благотворительных мероприятий, роль волонтёров.
29. Плынов, Д. «Я не люблю читать! Я – тоже!»: [Рассказ] /Д. Плынов //Наша молодёжь. – 2015. – №20. – С. 32-33.
Как пробудить у ребенка интерес к чтению книг? Именно «пробудить», а не заставить читать? Представлен опыт самого журналиста в виде небольшого рассказа.
30. Прутченков, А. С. Командная квест-игра «Финансовые ошибки семьи» как технология социализации детей и молодёжи /А. С. Прутченков, С. А. Павлова //Молодёжь и общество. – 2015. – №2. –С. 4-17.
В статье представлена технология командной квест-игры, направленной на повышение финансовых компетенций молодых людей. Обучение через игру – современный и весьма эффективный образовательный метод.
31. Тарасова, Т. А. Влияние семьи на формирование зависимости /Т. А. Тарасова //НаркоНет. – 2015. – №6. – С. 17-20.
Семья играет важную роль в формировании личности каждого человека. Ребёнок ориентируется на установки и правила семьи, перенимает способы общения с окружающими. Приведены причины влияния зависимости на семью и возможности семьи – на развитие зависимости.
32. Уралов, А. Иметь или не иметь? /А. Уралов //Наша молодёжь. -2015. – №20. – С. 47-48.
Представлено мнение социолога на проблему рождаемости.
Негативные явления в молодёжной среде. Профилактическая работа с молодёжью.
33. Антонова, О. П. Структура организации профилактической работы: тезисы выступления на конференции /О. П. Антонова //НаркоНет. – 2015. – №6. – С. 31-32.
Одной из основных задач государственной программы «Развитие образования г. Москвы» на 2012-2016 является формирование стабильного и здорового общества. Автором предложена модель воспитательно-профилактической деятельности образовательного комплекса.
34. Вершинкина, Е. В. Зарубежные исследования в области подростковых интернет-аддикций /Е. В. Вершинкина //НаркоНет. – 2015. – №9. – С. 17-18.
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». Безусловно, воздействие сети Интернет на психику пользователя является глубоким и системным. Особенно это актуально для подросткового возраста. В статье представлен передовой западный опыт в области подростковых интернет-аддикций.
35. Вперёд пива и пивной алкоголизм //Наша молодёжь. – 2015. – №13-14. – С. 54-56.
Учёные, исследующие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням вредного воздействия на организм. В основу статьи положен материал доктора техн. наук, профессора З. Коробкина «Особенности пивного алкоголизма».
36. Галузина, О. В ногу со временем! /О. Галузина //НаркоНет. – 2015. – №7-8. – С. 19-23.
Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Одной из важнейших задач на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.
37. Галузина, О. Вредные привычки, или Если ваш ребенок пришёл с запахом алкоголя /О. Галузина //НаркоНет. – 2015. – №10. – С. 14-17.
Сегодня подростки все раньше начинают экспериментировать не только с табаком или алкоголем, но и куда более опасными веществами, изменяющими сознание. Подростковые пьянство и наркомания принимают угрожающие масштабы. Многие родители испытывают тревожность, опасаясь, что их дети приобретут зависимость. Психиатр-нарколог МНПЦ «Поехали» рассказала о первичных мерах родителей в данной ситуации.
38. Галузина, О. Необычный урок /О. Галузина //НаркоНет. – 2015. –№10. – С. 31-33.
Открытый интегрированный урок литературы, химии и биологии по рассказу М. Булгакова «Морфий», прошёл в 8 кл. ГБОО «Школа №345 им. А. С. Пушкина» г. Москва. Урок ставил своей задачей профилактику одной из самых болезненных проблем нашего времени – наркотической зависимости подростков.
39. Галузина, О. Ученический и родительский актив – против наркотиков! /О. Галузина //НаркоНет. – 2015. –№9. – С. 34-37.
Представлен опыт работы общеобразовательной школы №687 г. Москва.
40. Гусев, В. Интернет: зависимость или необходимость? /В. Гусев //НаркоНет. – 2015. – №7-8. – С. 24-29.
XXI век можно по праву считать веком высоких технологий и величайшего информационного бума. Чтобы как-то сориентироваться в этом мире, взрослые и дети в последнее время всё чаще обращаются к Интернету. Различная информация, общение, учёба, фильмы и музыка – на сайтах и в социальных сетях сегодня можно найти всё, что необходимо современному человеку. Но пребывание в Интернете имеет и другую сторону…
41. Курейкина, Г. В. Совершенствуем профилактическую деятельность /Г. В. Курейкина //НаркоНет. – 2015. – №6. – С. 28-31.
Опыт работы социального педагога ГБОО СОШ №1173 г. Москва.
42. Курникова, Т. С. Первичная профилактика ВИЧ-инфекции /Т. С. Курникова //НаркоНет. – 2015. – №7-8. – С. 44-45.
Психолого-педагогическая сущность подросткового возраста, а также аддиктивного поведения, невозможность прогноза того, воздействию каких факторов риска может подвергнуться подросток, включая ВИЧ-инфицирование, диктуют приоритет первичной психолого-педагогической профилактики в образовательной организации, ориентированной на усиление защитных факторов системы личного противостояния зависимостям.
43. Лояльность к наркотикам: выявляем эффективно //НаркоНет. –2015. – №10. – С. 4-9.
В МНПЦ наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы разработан метод обнаружения генетической предрасположенности к развитию зависимости от психоактивных веществ и создана лаборатория, где проводится генетическая диагностика с целью определения индивидуального риска развития наркологического заболевания. Об этом методе рассказал нарколог А. П. Есакова.
44. Путин, В. В. «Необходимо решать проблему освобождения людей от наркотической зависимости»: из выступления на заседании президиума Госсовета по вопросу реализации гос. антинаркотич. политики /В. В. Путин //Наша молодёжь. – 2015. – №13-14. – С. 3-5.
В докладе проанализированы результаты антинаркотической деятельности и намечены задачи борьбы с наркоугрозой.
Досуг, свободное время молодёжи, сценарии праздников, ролевые игры.
45. Костюченок, Д. Опыт работы вожатых лагеря «Лесной» /Д. Костюченок, Е. Семёнова //Молодёжь и образование. – 2015. – №1. – С. 36-45.
Опытные вожатые, не первый год работая с детьми и молодёжью, собрали и обобщили свои методические рекомендации и просто полезные советы, которые обязательно пригодятся менее опытным коллегам, тем, кто только вступает на путь профессиональной вожатской работы.
46. Кулиш, Н. Д. Был и есть у России вечной прочности запас… : лит.-муз. Композиция на стихи Ю. Друниной /Н. Д. Кулиш, Т. В. Стецко //Музыка в школе. – 2015. – №3. – С. 23-27.
Сценарий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
47. Малова, И. Н. Вы можете помочь своему ребёнку /И. Н. Малова, К. В. Крохина //НаркоНет. – 2015. – №9. – С. 42-43.
Сценарий тематического собрания для родителей учащихся 5-11 кл. на тему «Профилактика вредных привычек у подростков».
48. Маслов, А. А. Фабрика вожатых /А. А. Маслов //Молодёжь и образование. – 2015. – №2. – С. 36-52.
Статья будет полезна отрядным вожатым, воспитателям, педагогам-организаторам, психологам, начальникам детских оздоровительных лагерей.
49. Несколько уроков по негласным правилам поведения в детском оздоровительном лагере //Молодёжь и образование. – 2015. – №1. – С. 75-95.
В статье приводятся правила поведения вожатого с детьми, коллегами, технологии приёма детей.
50. Остапенко, Н. С. Летний отдых и оздоровление /Н. С. Остапенко //Молодёжь и образование. – 2015. – №1. – С. 46-74.
В статье предлагаются методические рекомендации по организации и проведению профильных оздоровительных летних лагерей: нормативно-правовые документы, регламентирующие их деятельность, подбор участников и комплектование групп, примерный план подготовки и штатное расписание с должностными обязанностями, обеспечение безопасности.
51. Щербак, Э. Ю. Любимые песни военных лет: лит.-муз. композиция /Э. Ю. Щербак //Музыка в школе. – 2015. – №3. – С. 28-39.
Сценарий о прекрасных и незабываемых песнях далёких грозных лет войны.
СОСТАВИТЕЛЬ
Елена Алексеевна Иванова,
ведущий методист Самарской областной юношеской библиотеки
Тел.: (846) 334-45-80
Добавить комментарий