Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

Достопримечательности Самарской губернии

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР-МУЗЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
В САМАРЕ

Мало кто из обычных горожан знает, что в Самаре существует уникальный мемориальный центр-музей Владимира Высоцкого. Этот музей не имеет государственного статуса, его основала инициативная группа во главе с близким другом Владимира Семеновича Всеволодом Ханжиным. В январе 2010 года музей отмечает свое двадцатипятилетие.
Подробнее о музее - в статье Андрея Цедрика в газете «Волжская коммуна» (2010, 13 янв.).

 

ОСОБНЯК ТЕ-КЛОДТОВ В САМАРЕ
(1898 год, архитектор А. А. Щербачев, ул. Куйбышева, 139)

Самара - город купеческий, богатый. Самарские купцы были просвещенными людьми и понимали, что лучший способ оставить след в памяти потомков - это построить то, что останется в городе на века. Вот почему в Самаре так много купеческих особняков, созданных по индивидуальным проектам известных архитекторов. Одно из таких зданий, построенное в стиле немецкого ренессанса, особенно любимо самарцами. Его называют его «теремком» или «пряничным домиком». Оно и впрямь является достойным украшением центральной улицы города.
Официальное название здания - особняк Те-Клодтов. Правда, здесь нужно отметить, что наши Клодты не имеют никакого отношения к созданию проекта знаменитой петербургской скульптурной группы на Аничковом мосту. Самарские купцы, братья Клодты, занимались исключительно торговлей. Первые сведения об этом семействе относятся к 1882 году. Именно в этом году прусский подданный Карл Андреевич Клод был причислен к самарскому купечеству. В конце XIX века Иван Клодт со своим братом Карлом открывают в Самаре первый торговый дом, в котором горожане могли купить экзотические по тем временам товары - эдиссоновские лампочки, провода, телефоны, вентиляторы, водопроводные трубы и прочую сантехнику.
В 1898 году, к 50-летию старшего Те-Клодта, на улице Дворянской (ныне - Куйбышева) по проекту самарского архитектора Александра Щербачева был выстроен особняк, словно сошедший со страниц сказок Шарля Перро. Изящный миниатюрный замок с круглыми башенками, балкончиками, флюгерами и шпилями. Особенным украшением дома стала круглая ротонда второго этажа с полукруглыми окнами по всему периметру, увенчанная ажурным кованым флюгером и четырьмя остроконечными башенками. На флюгере можно разглядеть дату завершения строительства особняка - 1989 год. Оригинальна и шахматная красно-белая расцветка двускатной крыши основного здания. Венчает крышу кованая решетка. Дом выглядит таким игрушечным, что кажется здесь могли бы жить гномы, если бы их можно было встретить в Самаре.
Здание, выстроенное из кирпича, имеет переменную этажность: один со двора, и два этажа - со стороны главного фасада. Фасад здания украшен декоративными компонентами, красный цвет кирпича эффектно сочетается с белым цветом гипсовых элементов. Сейчас особняк окружен оригинальной кованой оградой, на столбах из белого камня возвышаются чугунные вазы. Следует отметить, что самарские власти разрешали строить такие необычные особняки в центре города только за особые заслуги их владельцев.
Вокруг дома были расположены различные надворные постройки - конюшни, ледник, курятник, прачечная, а также разбит большой сад. Все это, конечно, не сохранилось до нашего времени. Как и полагается настоящему особняку, дом был окружен тайнами и легендами. Ходили слухи, что хозяин дома - масон, поэтому в архитектурных деталях особняка можно отыскать тайные масонские знаки, а круглая башенка якобы спроектирована специально для проведения масонских обрядов.
После смерти Ивана Андреевича Те-Клодта особняк перешел к его сыну Борису Те-Клодту. После октябрьской революции, в 1919 году особняк был национализирован советской властью и долгое время переходил из рук в руки - от одной организаций к другой. Здесь располагались детские ясли, потом коммунальные квартиры. Все это, конечно же, не способствовало его сохранению. И только в 1991 году, уже в почти полуразрушенном состоянии, особняк перешел под покровительство Детской картинной галереи. И сейчас, в отреставрированном виде, особняк по праву можно назвать одной из жемчужин города. Реставрацией этого удивительного здания занимался известный самарский архитектор Дмитрий Евгеньевич Носов, ставший Лауреатом городской премии 1995 года.
Литература об истории Особняка инженера Клодта в Самаре

 

ДАЧА К. ГОЛОВКИНА
(1908-1909, архитекторы К. Головкин, В. Тепфер, ул. Советской Армии, 296)

Самарские купцы строили не только особняки в черте города, но и загородные резиденции. Одно из таких сооружений можно увидеть с берега Волги, если плыть в сторону Жигулевских ворот. Это знаменитая дача Константина Головкина. Слон – животное не характерное для средней полосы России, и тем не менее самарцы шутят о том, что именно наш город является родиной слонов. Два из них живут на даче Головкина – так называемой Даче со слонами.
Константин Павлович Головкин (1871-1925) – самарский купец, меценат, художник, археолог, краевед – построил этот дом в модном стиле модерн по собственному проекту. Подчеркнуто ассиметричная конструкция дома соединяет в себе высокую башню и два прямоугольных строения разной высоты с узкими высокими окнами. Выстроена дача из пустотелого кирпича и бетонных блоков, поэтому обладает очень хорошей акустикой. Интерьер дачи был выполнен по эскизам Головкина, интерьер гостиной украшен его картинами. На даче часто собирались друзья хозяина – художники, музыканты.
Перед домом – парная скульптура, изображающая двух слонов, сделанных по эскизам, также по эскизам Головкина. Слоны пустотелые – говорят, что внутри спрятаны документы и фотографии, относящиеся к строительству. Вокруг слонов когда-то был фонтан, от которого теперь не осталось и следа. Сбоку от дома находится еще одна скульптура, о которой не все знают, так как с Волги она не видна. Это скульптура молодой красивой девушки, спускающейся к реке с кувшином в руках.
Вокруг дачи сложилось немало легенд. Одна из них гласит о том, что хозяин влюбился в девушку, которая покончила жизнь самоубийством. В память о ней и была построена дача и возведена скульптура, которую прозвали «Панночкой». Что здесь правда, а что вымысел, установить уже вряд ли удастся. Но репутация у дома была довольно мрачная. Что, впрочем, в некотором смысле способствовало сохранности дома – говорила, что его разрушителей ждет мучительная болезнь и смерть.
После революции семья Головкиных покинула Самару, передав дачу новой власти в надежде на то, что в здании разместится детский дом. Однако советская власть распорядилась иначе. Недолгое время в здании был госпиталь, потом детский сад. В 1929 году дачу передали «Водоканалу», который устроил в ней клуб. Новые владельцы провели центральное отопление, в результате чего стал проседать фундамент, в стенах появились трещины. Интерьер помещений был разрушен, что осталось от прежнего великолепия никто не знает. В середине 1990-х был проведен косметический ремонт фасада, на большее у «Водоканала» средств не хватило. Сейчас уникальная дача огорожена крепким забором, у здания выставлена охрана. На крутом волжском берегу посетители протоптали вокруг забора дорожку. К счастью, охрана не препятствует фотосъемке, но войти на территорию дачи можно только при наличии специального разрешения.
Литература об истории Дачи Константина Головкина в Самаре

 

КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОГО СЕРДЦА ИИСУСА
(1906 год, архитектор Фома Богданович, ул. Фрунзе, 157)

Пожалуй, Самара - единственный город в Поволжье, который обладает таким уникальным памятником архитектуры в готическом стиле как Костел Пресвятого Сердца Иисуса. Изящно и стремительно взмывает он ввысь посреди одно- и двухэтажных домиков старой Самары. Однако его появлению предшествовала длинная и непростая история. В 1859 году самарский купец Егор Никитич Аннаев, католик по вероисповедованию, обратился к губернатору с просьбой разрешить ему построить для своих единоверцев католический храм. Разрешение было получено, и к 1864 году храм был построен. Но в самый последний момент здание было передано Евангелическо-Лютеранскому обществу, на основании того, что польская община якобы слишком мала - не насчитывает ста дворов, необходимых для открытия храма. На самом деле причина была более прозаичной. Самарские власти помнили о польском восстании 1863 года (на территории Царства Польского, Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, началось в январе 1863 года и продолжалось до поздней осени 1864 года) и побоялись, что польская община с открытием своего храма приобретет слишком большой вес в городе.
Так, церковь для католиков была построена лишь в 1906 году, по проекту московского архитектора Фомы Богдановича. Средства на постройку собирало все польское население города. Руководил строительством самарский архитектор А. Щербачев. Построенный из красного кирпича в неоготическом стиле, как того требовали клерикальные каноны, храм легко взметнулся ввысь всеми своими шпилями и башенками. Высокие стрельчатые окна и арки давали достаточно света. Высота костела - 47 метров. Если взглянуть на него сверху, то увидим, что в плане он имеет вид креста. Над входом располагалась фигура ангела, которая, к сожалению не сохранилась. Храм был освящен в честь Пресвятого Сердца Иисуса в 1906 году.
Службы в храме продолжались до 1929 года. Потом, как и многие храмы, костел был закрыт и разграблен. Исчез уникальный орган, были сняты колокола и кресты со шпилей, расхищена церковная утварь, утрачены иконы. Но все же зданию повезло - в 1941 году костел передали под экспозиции местного краеведческого музея. Музейные работники, понимая, что самым бесценным «экспонатом» музея является сам костел, постарались сберечь то, что осталось от здания. В 1991 году здание вновь было передано католической общине. Пять лет длилась реставрация, и в 1996 году к своему 90-летию костел открыл двери для верующих. Установлен новый орган, выписанный из Австрии, обновлен интерьер, восстановлены некоторые витражи. Запрестольным образом служит копия картины Сальвадора Дали, написанная самарским художником Виталием Горковенко. В алтаре находятся статуи Божьей Матери и Иисуса Христа. А на стенах висят четырнадцать картин, каждая из которых рассказывает о крестном пути Иисуса. Особенно красив костел осенними туманными вечерами, когда, подсвеченный прожекторами, он словно светится изнутри, возвышаясь над городом.
Литература об истории Католического костела в Самаре

 

ОСОБНЯК КУРЛИНОЙ в САМАРЕ
(1903, архитектор А. У. Зеленко; ул. Фрунзе, 159/15)
Особняк Курлиной в Самаре, памятник истории и культуры федерального значения - яркий образец постройки в стиле модерн. Семья Курлиных - богатый купеческий клан, поднявшийся на хлебной торговле. Основатель семейства Георгий Курлин прибыл в Самару из Уральска. Но наибольшую известность в Самаре приобрел младший сын семейства - Александр Георгиевич Курлин, просвещенный человек, меценат и благотворитель. Именно он в 1903 году строит особняк для своей красавицы-жены Александры Павловны, урожденной Журавлевой. Дом строился по проекту известного архитектора А. У. Зеленко, который обучался в Вене и именно там стал приверженцем нового стиля в архитектуре - стиля модерн. По замыслу архитектора, все в доме было подчинено этому стилю - растительный узор над окнами, лепнина на потолке и стенах, камины и люстры, вплоть до дверных ручек и платьев хозяйки. Особняк сразу же привлекает к себе внимание - оригинальной входной дверью в форме «омеги», знаменитыми коваными воротами-бабочками, решетками на фасаде. А в изображении женской головки на тимпане над дверью многие увидели черты прекрасной хозяйки особняка. Дом Курлиной становится не только самым дорогим и современным особняком Самары (в доме были водопровод, канализация, электричество, телефон), но и местом, где его владельцы устраивали концерты, спектакли, музыкальные вечера.
Особое место в декоративном убранстве особняка занимает металлическое кружево. Пожалуй, такого количества ажурных кованых украшений нет ни у одного самарского особняка. Въездные кованые ворота в виде бабочки стали символом Самары и украшают любой художественный альбом по модерну начала XX века. Кованые украшения в виде стрекоз и бабочек расположены и на карнизе здания, и на каменной ограде особняка.
Вероятно, Курлины счастливо прожили бы в своем доме до самой старости, но судьба их сложилась трагически. В 1908 году Александр Георгиевич был объявлен недееспособным по причине душевной болезни, а в 1914 году скончался. Следы его жены после революции затерялись. Долгое время считалось, что она уехала за границу, и только совсем недавно обнаружилось, что хозяйка роскошного особняка всю оставшуюся жизнь прожила в одной из московских коммуналок. Умирая, Александра Павловна передала соседке единственное, что у нее осталось от былого великолепия - личную хрустальную печать Александра Курлина.
После революции, когда Самару заняли белочехи, в особняке расположилась контрразведка, в подвале держали пленных и производили расстрелы, до сих пор на стенах можно разглядеть следы от пуль. И все же особняку повезло - его не отдали под овощехранилище или ремонтную мастерскую, в нем всегда находились культурные учреждения. В советское время в особняке размещались губернский отдел труда, музей гигиены, детский сад. Во время войны, когда весь дипломатический корпус был эвакуирован в Самару, там находилось посольство Королевства Швеции. После войны в здание опять переехал детский сад. И только в 70-х годах XX века здание было передано местному краеведческому музею, который находится там и сейчас.
До сих пор особняк Курлиной овеян тайнами и легендами. Строители, занимавшиеся его реконструкцией, уверяли, что по ночам дом наполняется таинственными скрипами, сами собой открываются двери - невидимые хозяева совершают обход своих владений.
Литература об истории Особняка Курлиной в Самаре

 

ЖИГУЛЕВСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД в САМАРЕ
(1881, Волжский проспект, 4)
Одним из интереснейших образцов промышленной архитектуры в Самаре можно назвать здание Жигулевского пивзавода. Промышленник фон Вакано стал не только основателем завода, но и создателем оригинального бренда, который прославил Самарское пивоварение.
Подробнее о Жигулёвском пивоваренном заводе - на сайте www.rosculture.ru.
Иллюстрация - с сайта ru.wikipedia.org.
Литература об истории Жигулевского пивоваренного завода

Тексты подготовила Галина УЛАНОВА

443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru